18 December 2017

 
   Главная
   Галерея
   Форум
   Общая информация о канарейках
   Первые вопросы по содержанию и уходу за канарейками
   Всё о клетках для канареек
   Приобретение канарейки
   Всё о кормлении канареек
   Разведение канареек
   Клубные страницы
   Конкурсы пения канареек
   Выставки канареек
   Певчие канарейки
   Цветные канарейки
   Декоративные канарейки
   Клубы,объединения, канароводы, любители
   Профилактика заболеваний
   Библиотека канаровода
   Видеосюжеты с канарейками
   Новости о канарейках со всего света
   Фотографирование канареек
   Конкурсы на нашем портале
   Поэзия и канарейки
   Контакты
   О проекте" Канарейки"
   Сотрудничество
   Каталог ссылок
   Карта сайта

   Последние заметки
      анонс выставки КенаРАЙ -2007
      Подготовка канареек к конкурсам и выставкам
      Ветеринарная подготовка птиц к выставке
      Интернет-журнал о канарейках
      Генетика канареек


  Друзья и партнеры

 

 






 Реклама
 



Ещё раз о породе Русской певчей канарейки



 «Некоторые вопросы в воспитании Русской канарейки овсяночного напева»

Обсуждаем статью Олега Квашнина (г.Иваново).

Статья заслуживает внимания хотя бы потому, что автор вынес на обсуждение некоторые проблемные вопросы современного российского канароводства. Почему-то мы готовы много и страстно говорить о баллах, коленах, падении качества песни и в то же время стыдливо молчим, года речь заходит о том, что же собственно представляет собой русская певчая канарейка. Поэтому надо быть благодарным автору за то, что он  решился вынести на суд многих читателей свои соображения и  видение хотя бы части этой проблемы и призвал к проведению дискуссии.
А в чем собственно проблема?  Ну, есть канарейка, которая поет своеобразную песню. Спросите любого канаровода – что есть русская певчая канарейка? И большинство ответит, что это старинная русская порода канареек со своеобразной песней. Многие еще добавляют – известная во всем мире.
Все вокруг говорят о русской певчей канарейке как о нормальной существующей породе. И в качестве доказательства, что это порода приводится довод – мол, наша канарейка в отличие от других певчих пород обладает вы-соко развитой способностью к имитации. Все иные певчие породы канареек – роллер, малинуа, тимбрадо имеют в качестве песни более жесткую и мало изменяемую конструкцию. Они поют на наш слух однообразные песни.
Но давайте рассмотрим, что же такое порода и насколько способность к имитации нашей канарейки отвечает требованию породы? Многие канароводы на вопрос можно ли нашу канарейку отнести к породе удивляются, мол, если все наши канарейки поют одну и ту же песню, отличную от песен дру-гих певчих пород – разве это не говорит о породе? Своеобразный парадокс. С одной стороны – утверждение, что в нашей канарейка культивирована колос-сальная  способностью к имитации, т.е. способность к постоянному измене-нию песни, а с другой – практически одна песня у массы канареек?
Тогда возникает вопрос - достоинство ли или, напротив, недостаток - высокая способность к изменению песни? Наш канароводы уверены, что это достоинство и чуть ли не главная характерная особенность нашей канарейки.
Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Насколько эта способность отвечает понятию порода? Порода – это нечто устойчивое, обладающее характерными особенностями, которые передаются по наследству. Эти особенности являются своеобразными рамками.  Все что внутри этих рамок, т.е. обладает характерными особенностями можно отнести к породе, все что вы-ходит за их пределы далеки от породы. В этом случае, особенность к посто-янному изменению песни – может ли служить породной характеристикой?
У роллера, малинуа, тимбрадо песня является одной из характеристик породы и закреплена в стандарте. У каждой породы в песне присутствуют наследственно закрепленные колена. Своеобразные маркеры породы. Это означает, что любой представитель этой породы, где бы он ни находился,  и как бы он ни воспитывался (открыто или закрыто), он неизменно будет исполнять в своей песне эти характерные для этой породы колена. Нет таких колен – значит и птица далека от породы!
Могут ли быть такие маркеры у нашей канарейки, если у нее воспитана (развита) способность к постоянному изменению песни? Если мы можем вольно в любое время изменять песню канарейки, то конечно, песня не мо-жет быть параметром стандарта породы. Согласитесь, пользуясь высокой способностью канарейки к имитации московские судьи могут хоть завтра принять за конкурсный образец песни, к примеру, мелодию модного шлягера чтобы  уже послезавтра все канароводы начали приобретать новые СД-диски с этой мелодией и обучать своих канареек.
Итак, мы пришли к выводу, что чрезвычайно развитая способность к имитации  не дает нам права иметь песню в качестве  маркера породы. Высокая способность к обучению и воспроизведению звуков окружающей среды не может быть параметром стандарта породы.
Но тогда рассыпается  все что мы утверждали о нашей канарейке как о породе: поскольку она имитатор - она может прекрасно имитировать и высокую тональность и все колена нашей уникальной песни. Что же тогда остается от породы?
Вот автор статьи дает  определение  породной линии.
« Чистопородная линия - это генетически закрепленная способ-ность воспроизводить те или иные колена песни, разумеется не сами колена закрепляются в генотипе, а анатомические особенности звуковоспроизводя-щего аппарата птицы».
Уже в этом определении содержится несколько противоречий. Во- первых – линия не может быть способностью.
Линия это группа птиц, имеющая одного общего родоначальника-самца с требуемыми уже сложившимися качествами и свойствами. Чистопородная линия – это группа птиц с генетически определенными качествами и свойствами.
Далее, автор говорит о генетически закрепленной способности воспроизводить колена как о главном  качестве чистопородности, то есть речь идет, можно понять, о простой способности к пению. Способна воспро-изводить колена, то есть петь – значит чистопородная. Ну, конечно же чистопородная по признаку способности к пению. Такой способностью обладают практически все кенара  и иные певчие виды птиц в России и во всем мире. Но говорить об их «чистопородности» вряд ли стоит.
Конечно, для того чтобы птица пела, она должна иметь соответствующий голосовой аппарат. Это уже анатомические особенности. По иному и не может и быть. Здесь просто - есть эти особенности, значит, птица может петь. Нет особенностей  – не может.  
Конечно, анатомические особенности голосового аппарата важны. Они, наряду с другими особенностями, могут определять породу. У роллера строение голосового аппарата несколько иное, чем у малинуа или тимбрадо. Скорее всего и наша канарейка имеет некоторые отличия. Эти отличия могут являться характеристиками, или, как говорят специалисты, статью породы.
Ну и последнее. Линия – это часть породы. Каждая порода состоит из многих линий, которые, в свою очередь, могут состоять из микролиний. Чем больше линий, тем устойчивей порода.
Линия – это группа птиц внутри породы, имеющая признаки не выходящие за рамки породы, но отличные от других групп(линий) этой же породы.
Для канареек чистопородная линия  - это группа кенаров со своим оригинальным ходом, построением колен или даже каким-то дополнительным коленом. Но это все птицы относятся к одной породе. Имеют одни породные признаки, допустим несколько генетически определенных колена,  посадку при пении, цвет оперения.

Остановлюсь более подробно на породных признаках в песне ке-наров.
Исследования пения птиц показали, что каждая певчая птица появляется на свет не только с определенным голосовым аппаратом, но и с врожденной моделью песни. Кенар может исполнять генетически обусловленную песню. Но, чаще всего, при взаимодействии  с внешней средой эта модель претерпевает некоторые изменения. Таким образом, две стороны определяют песню: генетически заложенная модель песни и влияние внешней среды (для кенаров под этим мы понимаем обучение молодых птиц). 
Можно строить песню только на использовании генетической модели – тогда мы получим генетически определенную песню.
Можно строить песню только на обучении, не беря в расчет за-ложенные природой качества.  В этом случае, при создании определенных условий и при использовании специальных приемов (которыми наши кана-роводы овладели в совершенстве), песня может быть настолько изменена, что полностью не соответствовать генетически заложенной модели. В этом случае как раз речь идет об использовании способности канареек к имитации.  Эта песня не сохраняется во времени и не передается по наследству. Что же касается голосового аппарата, то у канарейки, как и у многих птиц, голосо-вой аппарат развит настолько сильно, что может исполнить даже не свойст-венные виду или породе звуки.

Что же скрывается под термином генетически заложенная  модель песни?
Многие канароводы задавались и задаются вопросом, а что же заложено в самой птице? Что она может петь без научения?
Эти вопросы были исследованы рядом зарубежных исследователей на примерых многих певчих птиц.
При исследовании процесса возникновения песни ученые обратили внимание, что песня в своем развитии проходит несколько стадий. Первая стадия - бессвязная подпесня. Хотя в подпесню вплетаются иногда звуки имитирующие колена других птиц, постепенно по мере формирования полной песни эти вкрапления исчезают. Сама подпесня развивается постепенно из птенцовых криков.
Выращенный в изоляции птенец канарейки имеет очень простую песенку нормальной продолжительности ( 30-45 секунд). 
Если таких птенцов содержать вместе, но изолированно от взрослых птиц, их песня становится более звучной и полной. Это вызвано, скорее всего, взаимным стимулирующим действием.
Если изолированно друг от друга содержатся несколько выводков, то песня таких птиц имеет заметные отличия. Это говорит о том, что генетические модели песен различны у птиц из разных выводков. Или иначе, каждая птица имеет свою генетически заложенную модель песни.  
Песня птиц из разных выводков, имеющих разных родителей, имеют больше различий, чем птиц из разных выводков, но одних и тех же родителей. Это подтверждает мысль о том, что в формировании модели песни решающую роль играют родители и их генотип.
Очень интересный опыт, проведенный  исследователем Торпом на певчих птицах показал, что песня выращенных в изоляции птиц не меняется при попытке обучения искусственно созданной песни состоящей из чис-тых тонов.  Но если они в этом же возрасте слышат песню, составленную  из колен песни птицы своего вида, пусть даже проигранную в обратном направлении или с иным следованием колен, то песня изолированных птиц будет меняться соответствующим образом. То есть идет процесс научения звуками соответствующими генетической модели песни. Таким образом, хотя молодые птицы и могут включать в свои подпесни чужие звуки, изолированые птицы в своей полной песне имитируют только ограниченный диапазон зву-ковых «шаблонов». Скорее всего, это объясняется совпадением или несовпадением этих шаблонов с генетически заложенной моделью у птенцов.
Поэтому утверждение автора, что колена не закрепляются в генотипе, не совсем верно. Необходимо уточнить какие колена и какой песни. Ес-ли речь идет о генетически заложенной песне, т.е. о породной песне или песне конкретной линии, то эти колена чаще всего уже закреплены в генетической памяти птицы. Если же речь идет о песне поставленной с помощью только дрессировки или научения, то в данном случае автор прав: здесь ко-лена не задерживаются в песне и при определенных обстоятельствах выбрасываются или заменяются.
Этому же  утверждению противоречит сам автор,  приводя сле-ующие примеры «Мой опыт убеждал меня не раз в том, что самцы, не имеющие в своем генотипе способности воспроизводить «Брак», обучаясь вместе с самцами «Бракоделами», все таки не включали в свою песню небла-гозвучные колена…..» и далее «предстоит генетически закрепить способ-ность канарейки воспроизводить то или иное колено».

Поэтому говорить о как о великом таланте о  кенаре, который собирает в песню все что услышит я бы не стал («Самец канарейки способен воспроизводить множество разных звуков, запоминая их, но где гарантия того, что предлагаемый самец не просто" бракодел", имеющий в своих генах способность передавать данное неблагозвучие по наследству,  а истинный талант способный петь и запоминать все, что слышит?).

Несколько слов о создании собственной линии. Где же взять птиц, для создания своей собственной линии?  Хорошо если канаровод желает иметь канареек уже известной линии. Тут остается найти канароводов имеющих таких птиц и приобрести их у них.

Как правило, канароводы имеющие одну линию объединяются в группы, внутри которой они обмениваются племенным материалом. Приобретая таких птиц, Вы сразу воспользуетесь уже достаточно качественным материалом. Конечно, лучших птиц вам никто не продаст. Но тут надо исходить из важного принципа – лучше приобрести посредственных птиц из хорошего хозяйства, чем отличных, но из плохого. Птицы из хорошего хозяйства, владелец которого ежегодно участвует в конкурсах и имеет достойные награды, обеспечат вам стабильный ровный, известный по своим качествам племенной материал, т.е. материал с известными породными качествами. Вам остается в своей дальнейшей племенной работе только поддерживать или улучшать племенные качества породы или линии в нужном вам направ-лении. Отличные птицы же из плохого хозяйства получены, скорее всего, или случайно или с помощью усиленной дрессировки. И в том и в другом случае как племенной материал эти птицы не представляют ценности.

О постоянном падении качества песни русской певчей канарейки. Это мнение  не ново и муссируется,  насколько я помню, на любом конкурсе пения канареек со времен прошлого века. У нас принято говорить в превосходной манере о былых временах, когда, как говорят «и волны были круче и соль солонее». Я не могу сказать, лучше песня стала или хуже. Но то, что она стала иной, с этим спорить никто не станет. Это верно. Говорить «лучше или хуже», т.е. о качестве  можно, если только иметь какие-то четкие критерии качества и статистические данные по изменению песни во времени, от конкурса к конкурсу.
Материалы эти в принципе есть и хранятся  у некоторых наших любителей. Но вот анализ  провести не получается. Да и как можно провести анализ изменения качества песни, если нет четких критериев качества: если от конкурса к конкурсу изменяются правила оценки песни, нет четкого опреде-ления основным понятиям, нет четкого определения каждому колену и т.д.
На конкурсе этого года в Тимирязевском музее старейшим канароводом Игорем Никоновым была прочитана лекция «Песня русской канарейки за полвека». Естественно, вопрос качества песни там поднимался, но по сказанным причинам развития не получил.
 
Не совсем правильно, а вернее совсем неправильно утверждение о том, что наша канарейка это уже готовая порода, которая даже зарегистрирована во всемирной орнитологической организации (СОМ). Тут автор неточен. Зарегистрировано пока только само наименование канарейки. Регистрация прошла  в Госкомиссии Российской федерации по испытанию и охране селекционных достижений. Как говорится, зарегистрирован бренд, только наименование. Но это не относится к самой канарейке. И не имеет никакого отношения. Фонд просто застолбил это название – «Русская канарейка». Говорить же о регистрации какой-то породы под этим брендом пока преждевременно. Тем более на международном уровне.

Является ли наша канарейка породой ? Этот вопрос ( порода ли русская певчая канарейка) я разобрал в своих статьях на сайте   mybirds.ru   в разделе «Канарейки».  Мне кажется, достаточно подробно.

Основной вывод из этих статей:

Пока нет стандарта, пока не определены стати и качества русской канарейки, пока мы не определимся, не проведем анализ и не уясним чем же отличается наша канарейка от других пород, какие каче-ства она стойко передает по наследству, и пока все это не будет изложено на бумаге – до тех пор у нас породы нет и не будет. 

 

автор - Малаханов Е.В.

Обсудить в форуме

Ответить на статью

  Новости сайта и клуба
  

23.11.2014 - Юбилейный 70-й Конкурс пения канареек овсяночного напева, проводимый Московским клубом любителей канареек, пройдет 6 декабря по адресу г. Москва, м. Шоссе Энтузиастов, ул. Буракова, д. 27, корпус 4 подробнее

23.10.2014 - Конкурс пения канареек в г.Иваново ноябрь 2014 год Ивановский клуб любителей канареек овсяночного напева приглашает всех желающих принять участие в конкурсе пения канареек овсяночного напева г.Иваново 22.11.2014 в 10-00 по адресу г.Иваново, ул.Крутицкая, д.27.

13.02.2014 - Международная выставка домашних животных ЗооПалитра и Зоошоу Зверек на ладошке

15.11.2013 -

69-й МОСКОВСКИЙ КОНКУРС песни канареек состоится - 7 декабря 2013 года ,как всегда, на Новинском бульваре, дом 22,в большом зале здания ОВОП г. Москвы. подробнее

14.10.2013 - RIO. Яичный корм для всех видов птиц яичный мягкий корм

 

18.02.2013 -  Выставка канареек! Канарейки и другие птицы на выставкв  «ЗооПалитра» и XX Зоошоу «Зверек на ладошке».   Приглашаются  участники  и просто посетители 16 марта 2013  в Москве по адресу: Бизнес-центр «Амбер Плаза», ул. Краснопролетарская, 36 (ст. м. Новослободская) подробнее

20.09.2009 -

Поступили в продажу новые рационы РИО

Поступили в продажу три новых рациона РИО: корм для лесных птиц, корм для проращивания для волнистых и средних попугаев, корм для проращивания для канареек. Подробнее о рационах можно прочитать здесь

10.09.2009 -

Клуб РИО
Программа рассчитана на профессиональных владельцев певчих и декоративных птиц. Она позволяет приобретать корма РИО по ценам производителя и с бесплатной доставкой.Целью клуба является поддержка питомников с активной племенной и выставочной деятельностью.

Читать дальше...



Палочки-лакомства RIO Sticks

 @Mail.ru